Участие в разработке рабочих программ
Согласно пункту 1 части1 статьи 48 Закона №273 педагогические работники обязаны обеспечить в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов и работать по утвержденной рабочей программе. Как следует из части 9 статьи 2 Закона №273, рабочие программы учебных предметов являются компонентами основной образовательной программы, которая в соответствии с частью 5 статьи 12 самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
Таким образом , Законом №273 предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) самой организацией, а не конкретным учителем.
В соответствии с пунктом 19.5 приказа Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» пунктом 18.2.2. приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и пунктом 18.2.2. приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1. планируемые результаты освоения учебного предмета ,курса;
2. содержание учебного предмета, курса;
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
С учетом изложенного руководителям организаций необходимо:
1. предусмотреть распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями , не включая такие обязанности, например в трудовые договора, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования.
2. обеспечивать свободный доступ учителей к утвержденным рабочим программам для использования их в работе
3. не ограничивать при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых, без необходимости их перепечатки, так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС.
Одновременно обращается внимание на то, что органы исполнительной власти и организации дополнительного профессионального образования не вправе устанавливать обязательную для использования типовую структуру рабочих программ, а должны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.
Осуществление контрольно – оценочной деятельности посредством электронного журнала и дневников обучающихся.
В соответствии с пунктом 4 части3 статьи 44 Закона №273 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с оценками успеваемости своих детей.
Согласно пунктам 4,28,и 60распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г №729-р в перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями и предоставляемых в электронной форме, входит предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.
Ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя.
В целях сокращения отчетности учителей при ведении электронного журнала и дневников обучающихся органами исполнительной власти и руководителям организаций предлагается:
1. исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников , поскольку полный перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося , ведению дневников и журналов успеваемости должен был завершиться к 1 января 2014г. ( письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 №АП -147/07 «О методических рекомендациях систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»
2. Учесть , что согласно квалификационной характеристики должности «учитель» ведение электронных журналов и дневников обучающихся может быть включено в должностные обязанности учителя исключительно в рамках осуществления им контрольно- оценочной деятельности в образовательном процессе, в связи с чем в случае утверждения дополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроимее контрольно- оценочной, не предполагается
3. Исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся, так как в части осуществления учителем контрольно- оценочной деятельности в условиях информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ) родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся гарантировано лишь право знакомиться с оценками успеваемости своих детей ( пункт 4 части 3 статьи44 Закона №273),а осуществление иной связи учителя с родителями (лицами, их заменяющими) не требует обязательного использования учителем ИКТ
4.Обеспечить установление адекватных для соблюдения учениками сроков выставления ими оценок успеваемости (например, при обучении по образовательным программам начального общего образования- в течение 3 календарных дней, а по образовательным программам основного общего и среднего общего образования – в течение 7 календарных дней, но не позднее даты проведения промежуточной аттестации обучающихся)
Участие в деятельности педагогического совета и методических объединений.
В должностные обязанности учителя включается участие в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
В целях сокращения отчетности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти и руководителям организаций необходимо:
- исключить практику запроса у учителей планов реализации методической темы, отчетов об их выполнения и иной избыточной документации.
- учесть , что составление протоколов заседаний педагогического и иных советов образовательной организации относится к функционалу администрации организации, а выполнение функции секретаря при проведении таких мероприятий не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем может выполняться ими с их письменного согласия и за дополнительную оплату труда.
Дежурство и выполнение правил по охране труда
В должностные обязанности учителей входит обеспечение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в связи с чем предусматриваются периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.
Кроме того, в должностные обязанности учителей входит выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности, для чего педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (пункт 10 части 1 статьи 48 Закона№273)
При выполнении указанных должностных обязанностей составление учителями какой –либо отчетности о кратковременных дежурствах в организации и о ходе выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности не требуется.
Реализация календаря образовательных событий.
Ежегодно Минобрнауки России рекомендует включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам российской истории и культуры, а также Всероссийские тематические уроки
Органам исполнительной власти:
- Исключить практику запроса отчетов и фотоотчетов о проведении в организациях Всероссийских тематических уроков и образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам российской истории и культуры, а также местным памятным датам и событиям, так как разработка и утверждение образовательных программ организаций относится к компетенции организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Закона №273 ) , а письма о проведении перечисленных мероприятий носят рекомендательный характер
- При необходимости получения информации о статистике реализации в организациях конкретных образовательных событий – использовать материалы размещенные в новостных рубриках на официальных сайтах организаций в информационно – телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»
- При необходимости получения от организаций информации по заданным параметром и (или) фотоматериалов – указывать в соответствующих запросах на недопустимость возложения подготовки и представления данной информации и (или) материалов на учителей
- Учитывать , что задачей реализации календаря образовательных событий является фактическое приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданскойидентичности, а неформальное представление отчетов о достижении рекордных статистических показателей при проведении соответствующих мероприятий;
- Руководителям организаций:
- не допускать практику переадресации учителям, в том числе осуществляющим функции классных руководителей, подготовку отчетов и фотоотчетов о реализации тех или иных образова тельных событий, поскольку в рабочее время педагогических работников включается (преподавательская) и воспитательная работа (часть6 статьи 47 Закона №273 ) ,а не составление отчетов о её выполнении.
Выполнение учителями с их письменного согласия дополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом , за дополнительную оплату.
- Классное руководство
- методическими рекомендациями 2006 года предусмотрено ведение классными руководителями только двух видов документации: классного журнала; плана работы классного руководителя;
Руководителям организаций:
- руководствоваться при определении функций классных руководителей в трудовых договорах с учителями Методическими рекомендациями 2006 г. не допуская расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением соответствующих функций, по сравнению с рекомендованным перечнем: классный журнал ( при ведении электронного журнала – без его дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся , относящейся к функционалу администрации организации)4
План работы классного руководителя:
- не допускать включения в обязанности учителей, выполняющих функции классных руководителей, составление отчетной документации и (или) представления информации, входящей в должностные обязанности других педагогических работников (педагога – организаторов, социальных педагогов, педагогов – психологов)в соответствии с квалификационными характеристиками (например, формирование социальных паспортов, психолого – педагогических характеристик классов и т.п.)
- не допускать выполнения классными руководителями функций органов осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов)
- не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т.д. *например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок.
- Оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала с целью исключения нерациональных затрат времени классных руководителей.
Проверка письменных работ
В целях исключения составления учителями отчетной документации при проверке письменных работ *контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, тетрадей, сочинений, контурных карт и т.д. необходимо:
Органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, - не допускать практики запросов от организаций результатов анализа письменных работ(статистики и разбора типичных ошибок, информации об их профилактике и т.п.)
- руководителям организаций – не вменять в обязанность учителей составление отчетности, связанной с проверкой письменных работ, так как показателями объема и качества соответствующей работы является только сами проверенные работы с критерием эффективности работы над ошибками – объективная положительная динамика образовательных результатов.
Заведование учебными кабинетами
В целях недопущения составления отчетной документации при возложения на учителей с их письменного согласия обязанностей по заведованию учебными кабинетами руководителям организаций необходимо исключить требования к ним, связанные с составлением инструкций по охране труда, паспортизацией и инвентаризацией материально – технического ( в том числе учебно – методического) оснащения учебных кабинетов
Руководство школьными методическими объединениями (далее ШМО)
Органы исполнительной власти и руководителям организаций в целях исключения требований к учителям о составлении отчетной документации при возложении на них с их письменного согласия обязанностей по руководству ШМО необходимо учитывать , что:
- решение о формировании ШМО принимается организациями самостоятельно, так как Законом №273 требования к их наличию не установлены
-обязанности по составлению руководителями ШМО отчетной документации (планов и графиков работы, протоколов заседаний, отчетов о выполнении планов и т.п.)и представлению её в районные методические объединения не установлены, поскольку задачей последних является оказание методической поддержки учителям ( посредством трансляции передового профессионального опыта, консультаций по актуальным методическим проблемам и т.д.) , а не осуществление функций по контролю (надзору и (или) статистическому обобщению результатов их деятельности.
- к задачам ШМО относится оказание методического содействия в реализации образовательной программы организации (например, посредством проведения проблемных семинаров, экспертизы рабочих программ и т.д.) , критерием же эффективности их работы является фактическое достижение планируемых образовательных результатов, а не формальное фиксирование проводимых мероприятий;
- целесообразность (нецелесообразность)составления руководителями ШМО протоколов заседаний , отчетов о выполнении планов их работы и иной документации определяется участниками ШМО.
|